Ровно 62 года тому назад — 26 июля 1953 года штурмовая группа в количестве до 120 человек атаковала казармы Монкада в городе Сантьяго-де-Куба. Повстанцы заняли здание суда и ряд зданий напротив задней части крепости.
Группа из 90 человек, возглавляемая Фиделем Кастро, направилась на машинах к входу в казарму. Однако до главной цели добрались человек 60, так как часть машин проскочили поворот и уехали в сторону.
Случилась и ещё одна непредвиденная случайность — одна из машин, задев бордюр тротуара, остановилась рядом с дополнительным патрулём, выделенным для охраны казармы в связи с проводившимся в этот день карнавалом. В результате столкновения с патрулём завязался бой, длившийся около двух часов.
В результате был потерян фактор внезапности, штурм был провален, часть людей ушла в горы, а многие, в том числе и Кастро — арестованы.
Фидель был осужден на 15 лет и стал знаменит на всю страну. Спустя два года под давлением общественного мнения его амнистировали и он эмигрировал в Мексику. А потом высадился с яхты «Гранма» с небольшой группой соратников на остров и возглавил партизанскую борьбу против Батисты. Эта борьба переросла в народную революцию и 1 января 1959 года колонны «барбудос» вступили в Гавану.
Началось строительство социалистической Кубы…
И вот прошло 62 года и что мы видим?
Машины 50-х годов ХХ века - основное богатство Кубы 21 века
Противостояние с «главным врагом» — США — закончено. С ними возобновлены дипломатические отношения и Куба начинает идти по рельсам демократизации и рыночной экономики. И это уже видели мы во время нашего посещения острова — появились частные отельчики, ресторанчики и кафе. Небольшие, но — уже были.
Фидель Кастро
В нашей поездке по Кубе постоянно ощущалось присутствие трех личностей — Фиделя Кастро, Эрнесто Че Гевары и Хемингуэя — их изображения были везде — на сувенирах, книгах, плакатах. Все они и создают современный имидж страны. И если с Хемингуэем все понятно — он любил Кубу и периодически жил на острове почти 30 лет и до революции, и был знаменитым уже тогда, то что же два первых героя, оказавших такое огромное влияние на всю последующую жизнь этой страны?
Обилие литературы с Че Геварой затмила Фиделя Кастро
Какими видятся сейчас простому туристу их тогдашние дела, если он хотя бы немного углубится в современные архивы и приоткроет лишь некоторые страницы их жизни и деятельности?
Каким видится нам Фидель Кастро — который руководил страной 49 лет — дольше чем кто-либо из других правителей на Земле в 20 веке? Наверное — каждому из нас — разным. Молодежь вряд ли помнит то обожание, которое он вызывал в сердцах советских людей — молодой, красивый, с бородой и автоматом в руках — он мог без устали говорить часами. Я помню его приезд в Свердловск, когда я был еще студентом, и нас всех вывели на улицы приветствовать его.
Он был мастером «зажигать» живую массу собравшихся и этим в корне отличался от наших руководителей. И симпатии всех, кто его видел и слушал тогда, были сразу же на его стороне. На Кубе сейчас как то не видно явных признаков его культа личности — памятников, цитат, портретов. Он — еще живой — но как бы в тени своего погибшего соратника — Че Гевары.
Аристократ Фидель — студент университета
Какой была Куба до прихода Кастро к власти? Страна отставала тогда от США по многим показателям. Средний месячный заработок большинства рабочих равнялся недельной зарплате американского рабочего. Особенно тяжело приходилось цветной части кубинского населения. Несмотря на то, что на острове белые и цветные давно слились в одну нацию, власти пытались выделить негритянское население в отдельную группу. Собственно, расизм, процветал тогда махровым цветом и в США. А сейчас там черный президент!
Личность предшественника Кастро — Батисты — тоже была неоднозначна. Во время своего первого «пришествия» в период 1933—1944 гг. он проявил себя неплохим демократом. Сделал много для развития страны и установил дипломатические отношения с СССР.
Фидель в госпитале после штурма Монкада
Во время же второго «пришествия» к власти в 1952 году это был уже совершенно другой человек — подозрительный, жестокий и ярый антикоммунист. Преследовались даже профсоюзы. И вообще, в западном полушарии в те годы панически боялись всего, что хоть отдаленно напоминало коммунизм в его советском варианте — была ведь в разгаре «холодная война».
И под предлогом борьбы с «коммунистическим проникновением» правительство жестоко расправлялось со всеми противниками диктатуры. Разгонялись любые манифестации, организованные оппозицией. Стало практиковаться и увольнение с работы по политическим мотивам.
В горах Сьерра Маэстра
В то же время — как расценить действия той власти, лечившей в госпитале выживших штурмовиков Монкады и позволившей Фиделю быть собственным адвокатом в суде над ним и его друзьями, а затем, через два года амнистировавшей их, получивших по 10–15 лет за попытку свержения власти?
А возможность пользования литературой в тюрьме и проведения постоянных открытых занятий и политинформаций с заключенными по политике и экономике в тюрьме на острове Пинос (не напоминает ли это нам либерализм царизма по отношению к Ленину и его соратникам?). Победители (и в СССР, и на Кубе) потом учли эти ошибки и царизма и Батисты, и гуманизма к своим противникам уже не проявляли…
Мы и сейчас готовы к борьбе!
Вот в такой обстановке, в начале 50-х годов и развернул свою революционную деятельность Фидель Кастро. Он не был тогда коммунистом. Наверняка он, выходец из богатой семьи и получивший диплом адвоката, просто хотел справедливости и демократических перемен в кубинском обществе. А потом были вооруженные выступления, поражения, тюрьма, борьба в горах Съерра Маэстро и, наконец — победа.
И хотя до победы он говорил, что должности его не интересуют, однако на деле все происходило иначе. После того как 15 февраля 1959 года премьер-министр страны Миро Кардона ушел в отставку, новым главой правительства становится Фидель Кастро. В июне он отменяет запланированные ранее свободные выборы, приостанавливает действие Конституции 1940 года, гарантировавшей основные права, и начинает руководить страной исключительно при помощи декретов.
В горах Сьерра Маэстро с соратниками по борьбе
Став премьер-министром, Фидель наверняка задумался — куда пойдет страна? Тогда в Западном полушарии не было модным быть на стороне коммунистов. И, думаю, Фидель просто хотел нормальных демократических перемен с улучшением жизни. И прежде всего крестьянства — основной части населения страны.
Рабочего класса, в нашем понимании, тогда на Кубе практически не было. Не было и никаких дипломатических отношений с СССР и его влияния. О трудностях выбора политического пути Кубы и том первом годе после революции хорошо рассказано в книге Антонио Нуньес Хименес — «В походе с Фиделем. 1959».
В конечном счете, необходимость улучшения жизни крестьян была поставлена в прямую зависимость от конфискации имущества у латифундистов — крупных владельцев земли, а бедняцкой прослойки жителей городов — от изъятия лишней жилплощади у владельцев больших домов, как наиболее легких путей решения проблемы, и выбор в сторону коммунизма был сделан.
Думаю, на этом сказалось и также влияние Че Гевары и его брата Рауля Кастро, которые давно и открыто симпатизировали делу Маркса. А далее были конфронтация с США, ракеты из СССР, создание компартии и переполненные тюрьмы противниками коммунистического режима Кастро.
Особо массовые аресты на Кубе были проведены в 1961 году, когда для содержания избыточных арестованных переоборудовались даже стадионы и другие тому подобные места. И еще надо подсчитать, кто был больший «тиран» — Батиста или Фидель. Это все равно что сравнение с «кровавым» российским царизмом, за все время которого в 19 веке было казнено несколько десятков преступников, посягавших на государственный суверенитет и советским режимом с его миллионами жертв.
Кастро и его подпись
Даже родная сестра Фиделя Хуанита не разделила его взгляды и уехала тогда жить во Флориду. На одном из этапов кубинской революции одновременно в тюрьмах по политическим мотивам находились около 100 000 человек изо всех слоёв общества.
Согласно изданной в Гарварде «Чёрной книге коммунизма», режимом Кастро было расстреляно 14 000 человек в возрасте от 16 до 68 лет. По утверждению американской организации «Freedom House», 500 000 кубинцев прошли через систему концлагерей и камеры пыток режима Кастро. Таков был «белый и пушистый» интеллигент Фидель. Совсем как наш «добрый» дедушка Ленин.
Результаты выбора Фиделя сейчас налицо — расовой дискриминации нет. Но ее нет и в США — там даже президент сейчас черный. Зарплаты на Кубе — от 10 до 40 долларов в месяц. По сравнению со Штатами, разница достигла уже не четырех, а сотен раз. Пенсии — до $10. Колхозы. Крупного производства нет. Продуктов не хватает. Работает система всеобщего снабжения продуктами по карточкам.
Чем бы заняться вечерком, Amigo?
У продуктового магазина в Гаване
Трудности со стройматериалами. Современного личного транспорта у населения практически нет. Да и общественного — для народа — тоже. В провинциях для этой цели используют переделанные под автобусы грузовики.
Кубинский провинциальный автобус
Современных, уже привычных и нам, торговых центров тоже нет. Разная валюта для своих и «чужих» — песо и куки.
Более или менее развит туризм, но малых туристических фирм не существует. Поэтому быстро решить какой-нибудь вопрос в этой области для маленькой группы и по своей программе сложно. Народ никуда за границу не выезжает — нет денег, да и «органы» не разрешают — что там за границей вам делать?
Приглашают из других стран и самым популярным местом для зарубежных туристов сделали побережье Варадеро.
На пляже Варадеро скучать не дают
Дешевый бензин из Венесуэлы, но на заправках его литр стоит больше доллара. По телевизору — всего три-четыре государственных канала. Вот программа на утро: последние известия, народный университет (обсуждали проблемы физики!), балет «Спящая красавица» и опять последние известия, в которых по всему миру везде все плохо (катастрофы, снегопады, стрельба, забастовки и пр.). А на Кубе — тепло, хорошо и спокойно.
Население особо о политике не говорит — многих такое положение вполне устраивает — круглый год тепло, кусок хлеба и крыша над головой есть у всех. Дальше можно не продолжать — стоит вспомнить наши времена до 1990 года.
Что ждет нас в будещем?
Все это сейчас на Кубе. Да — сейчас там наш 1986 год — время начала экономических реформ. Как-то тоскливо. Особенно вспоминая через что прошли потом наши страны — бывшие республики СССР.
Но что на Кубе хорошо — так это вечное лето!
И, думаю, Фидель, которого, несмотря на все успехи кубинской медицины, все же жестоко подмяла старость, сейчас снова на распутье — куда приведут новые экономические реформы, начатые пару лет назад его братом Раулем, которому он передал окончательно в 2008 году всю полноту власти? К нам — которые его бросили, и у которых вся перестройка прошла через задницу, обогатив мизер и бросив в нищету большинство, или в Азию — Сингапур, Китай или Вьетнам?
Бери, брат, всю власть себе!
Там — в Азии, на мой взгляд, получился очень удачный результат единения коммунизма с капитализмом — мелкий и средний бизнес отдан в руки народа, а недра и основные виды производства остались в руках государства. К власти пришли прагматичные и, самое главное — нешкурные лидеры, которые, совершив модернизацию, выводят свои страны в ряды мировых лидеров.
Ну, а сейчас — налицо сближение с США и уже восстановлены дипломатические отношения.
Че Гевара
А что же другой главный герой современной кубинской истории — команданте Че? Какая роль сейчас отведена ему? Вся Куба пропитана его духом. Он всюду. Порой даже кажется, что он как-то укоризненно смотрит на нас — с плакатов, книг, кепок, кружек, футболок и всего того, что можно продать в качестве сувениров — дескать, — «Что это я везде?». Про него слагают и поют песни. Иногда красивые и мелодичные. И они звучат не только в каждом кубинском доме, но и на дискотеках.
Он — повсюду, начиная с популярной «трешки» песо, на которую мало что можно купить.
Подлинное его имя — Эрнесто Рафаэль Гевара Линч-де ла Серна. А прозвище Че он получил от кубинских повстанцев за характерное для аргентинцев междометие che, которое передаёт, в зависимости от интонации и контекста, различные чувства.
Как же мальчик из хорошей интеллигентной и работящей семьи, получивший медицинское образование, увлекавшийся лечением больных проказой и увильнувший, искупавшись в ванне со льдом, от службы в аргентинской армии, стал революционером и главным идеологом новой Кубы, под чьим давлением двигалось вперед социалистическое строительство и происходили изменения в сознании всех кубинцев?
Молодой Эрнесто с младшим братом
Совершив в молодости два больших путешествия по странам Южной Америки и увидев нищету и бедность, в которой жило тогда большинство людей, Эрнесто понял, что обязан посвятить себя улучшению жизни этих бедняцких масс.
Молодой Эрнесто в путешествии по Южной Америке
Но не с помощью достижений медицины, а идеями Маркса и его последователей. Его мечтой было формирование «нового человека», который был бы способен отказаться от всех материальных благ и стать самозабвенным, солидарным и революционным.
Познакомившись в Мексике с Фиделем, он понял что судьба свела его с таким же романтиком и авантюристом. И он — иностранец — примкнул к нему в высадке и борьбе на Кубе с убеждением, что «стоит умереть на чужом берегу за столь чистый идеал».
Весельчак и балагур Эрнесто в молодости
Эрнесто много работал и почти не знал сна. Планировал операции, подбирал кадры и не гнушался лично расстреливать предателей революционного дела, а в своем дневнике описывать, как разлетались мозги казненного его рукой. И это был врач, мечтавший лечить людей от одного из самых страшных заболеваний — проказы!
После победы в 1959 году, и фактически став вторым человеком в государстве после Фиделя, работал до 1965 года в правительстве на разных должностях — руководителем Нацбанка, министром промышленности, посломпо особым поручениям, куратором трибуналов, ответственным за экономическую реформу и торговлю.
А потом вдруг внезапно все бросил, отказался от кубинского гражданства! и, даже не попрощавшись с женой и умирающей матерью, уехал в Африку бороться за свободу Конго и Танзании!
А затем в Боливию — разжигать пламя борьбы за «освобождение» всей Южной Америки, где и бесславно погиб в октябре 1967 года, так и не сумев поднять на борьбу против существовавшей власти ни одного боливийского крестьянина.
Зачем, почему? Может быть, вся эта чехарда с должностями говорила о его некомпетентности и неспособности к руководству конкретными бытовыми делами? Проще всего, наверное, ему было на должности куратора трибуналов.
Кабинет Че Гевары в крепости Ла Кабанья. В нем выносились все приговоры противникам режима Кастро.
Он, бывший одно время комендантом тюрьмы в гаванской крепости Сан-Карлос-де-ла-Кабанья, и руководивший апелляционным трибуналом (который не сделал ни одного оправдания никому!), лично распоряжался здесь всеми казнями. Более восьми тысяч человек были расстреляны сразу, и многие — без суда и следствия.
А всего жертвами расстрелов в то время стали 17 тысяч кубинцев. И по сравнению с расстрелом, сроки в 20–30 лет тюрьмы, которые были обычным делом для того времени, выглядели прямо благом для осужденных. Достаточно вспомнить «дело» команданте Убера Матоса — его соратника, с которым он вместе воевал в горах Съерра Маэстра, и который «честно» отсидел свои 20 лет на острове Пинос по обвинению в антикоммунизме после победы революции.
Это самый популярный образ команданте Че
И близко знавшая Гевару сестра Фиделя и Рауля Кастро Хуанита, эмигрировавшая в США, написала о нём в биографической книге «Фидель и Рауль, мои братья. Тайная история»: «Для него не имели значения ни суд, ни следствие. Он сразу начинал расстреливать, потому что он был человеком без сердца». По её мнению, появление Че Гевары на Кубе — «худшее, что могло с ней произойти».
Согласно подсчётам правозащитных групп, режим Фиделя Кастро бросил в тюрьмы и концентрационные лагеря в три раза больше политических заключённых в процентном отношении к численности населения, чем Гитлер и Сталин за то же время. Как отмечает профессор Хуан Кларк, Куба имела наибольшее количество политических заключённых и приговоров по политическим делам, когда-либо зарегистрированных в Западном полушарии.
Арест Че Гевары легендарным агентом ЦРУ Феликсом Родригесом в Боливии.
Он разгромил отряд Че Гевары в Боливии и отдал приказ о казни знаменитого революционера.
Вот он, на последнем прижизненном фото Че Гевары, стоит рука об руку с ним. Через полчаса Гевары не будет в живых.
На одном из этапов одновременно в тюрьмах по политическим мотивам находились 100 000 человек изо всех слоёв общества. Известно, что во времена диктатуры Фульхенсио Батисты на Кубе было около 500 политических заключённых. А самое высокое число политических заключённых при диктатуре Херардо Мачадо, (1929–1932) — около 5 тысяч.
Такова была цена той «свободы», которая насильно навязалась Кубе двумя обаятельными бородачами. Свободы от того, чтобы говорить правду о жизни на острове. Свободы от действительно нормальной и свободной жизни. За пятьдесят шесть лет образ Эрнесто Че Гевары кубинцы постоянно приспосабливали к своим вкусам.
Гавана. Похороны Эрнесто Че Гевары, убитого в Боливии
И сегодня для широкой публики — туристов и местного населения — он стал не более чем модный бренд. Красивый, мужественный парень — ну, не беда, что был невелик ростом. Зато на фото выглядит как настоящий мачо — а что еще надо для рекламы любого товара в коммунистической Кубе?
А не случись бы явления Кастро с Че Геварой — была бы Куба сейчас по развитию лучше Коста Рики или каких-то там Багамов-Гваделуп?
Думаю, ответ однозначен — была бы не хуже.
За этой молодежью - счастливое будущее Кубы