Турист YurijTravel (YurijTravel)
YurijTravel — был сегодня 13:11
.

Фэрбенкс — место начала Сибирской части Ленд-лиз

8 13

В городе Фербенкс в Гриффин-парке (Griffin Park) стоит памятник советским и американским летчикам, перегонявшим в СССР в годы Второй Мировой войны самолеты, которые нам поставлялись Америкой по программе Ленд-лиз.

Фэрбенкс — место начала Сибирской части Ленд-лиз
Памятник Ленд-лизу в Фэрбенксе. Автор памятника Ричард Уоллен.

Здесь же выбиты надписи: «Аляска. Сибирь. Вторая Мировая Война. Мы летали в одном небе. Воздушный маршрут „Аляска-Сибирь“ 1942–1945» и высказывание президента США Ф. Д. Рузвельта, сделанное им на Ялтинской конференции в феврале 1945 г.: «Мировая безопасность не может быть работой одного человека или одной партии, даже одного народа − это должен быть мир, опирающийся на совместные усилия всего человечества».

Президент США Ф.Д. Рузвельт подписывает соглашение о Ленд-лизе с СССР. Ноябрь 1941.
Президент США Ф.Д. Рузвельт подписывает соглашение о Ленд-лизе с СССР. Ноябрь 1941.

Краткая история Ленд-лиза

Как же так получилось, что американцы стали помогать в этом Советскому Союзу, который вместе с Гитлером в сентябре 1939 года, напав на Польшу, помог развязать Вторую Мировую войну? Тогда СССР достались лакомые куски от Польши, Прибалтики и Трансильвании и по этому поводу 22 сентября 1939 года в Бресте был даже проведен совместный с Вермахтом военный парад. Подобные совместные парады состоялись также в Пинске и Гродно. Правда, позже зимой вышел «облом» с Финляндией…

Но не прошло и двух лет, как бывший союзник, вторгнувшись в СССР, нанес коварный удар и буквально за несколько месяцев дошел до Москвы и рубежей Волги. Вооруженные силы Союза потеряли тогда очень много не только в живой силе и военной технике, но и в потерянных и разрушенных войной заводах, производивших вооружение.

В это же время на Востоке активизировалась Япония и, напав на Перл-Харбор, объявила войну США, к которой присединились Германия и ее сателлиты — Италия, Венгрия, Болгария и Румыния. Ну, а Британия, как надежный союзник Америки, всегда была с ней вместе. Вот так, волей-неволей и образовались две противоборствовавшие насмерть коалиции…

Что оставалось Сталину, кроме как обратиться за помощью к новым союзникам, один из которых еще в довоенное время помог наладить в СССР производство знаменитого и «лучшего в мире» советского пломбира. Не будем забывать также и о большой довоенной помощи американцев в обучении десятков тысяч наших специалистов и инженеров, а также в постройке автозаводов, металлургических комбинатов и электростанций. Много помогали в этом деле, кстати, и немцы. Все это было. В 1930-х годах…

Ну, а после нападения Третьего Рейха на СССР, Советский Союз получил возможность и стал закупать военную технику и оборудование у союзников. В том числе и самолёты. В США первая партия боевых самолётов была закуплена в августе 1941 года, а с ноября 1941 года поставки в СССР стали происходить в рамках Ленд-лиза — т. е. бесплатно с долговременной отсрочкой платежа. Согласно этой государственной программе, Америка поставляла своим союзникам во Второй мировой войне очень многое: боеприпасы, технику, продовольствие, медицинское оборудование и лекарства, стратегическое сырьё, включая нефтепродукты. Бесплатно! Но, с одним условием — переданная в рамках Ленд-лиза боевая техника, оставшаяся целой после окончания войны и пригодной для использования, будет оплачена или возвращена после войны в США. По этой программе поставлялось все перечисленное выше, но в этой статье мы рассматрим только военную авиацию, которая перегонялась с Аляски. Из города Фэрбенкс, в который мы прибыли после нашего двухнедельного путешестви по Аляске.

1 из 2
Погрузка американских танков на корабль
Погрузка американских танков на корабль

Во время войны американская военная помощь по программе Ленд-лиз доставлялась в Союз по нескольким маршрутам: через северную Атлантику до Мурманска и Архангельска; через Тихий океан до Владивостока; по Трансиранскому маршруту — по Индийскому океану до иракского порта Басра и далее через Иран в СССР. А так же по АлСибу — маршрутом, который начинался в Фэрбенксе.

Маршруты поставок по Ленд-лизу из США
Маршруты поставок по Ленд-лизу из США

Первые образцы военных самолетов, как упоминалось выше, были поначалу советской стороной закуплены в США и переданы Великобританией еще до программы поставок по Ленд-лизу. В дальнейшем все поставки авиатехники определялись трёхсторонними соглашениями между СССР, США и Великобританией. В итоге всего по ленд-лизу в СССР поступили 14 126 американских и 4174 британских самолётов, из них 8094 было перегнано с Аляски, а остальные доставлены морским путём из Великобритании в Мурманск.

Военные грузовики марки Студебеккер перед погрузкой на корабли
Военные грузовики марки Студебеккер перед погрузкой на корабли

Трасса Ал-Сиб

Почему Фэрбенкс стал таким местом — ведь военные самолеты производились в центральных районах США? На самом деле, как показано выше, таких транспортных ветвей, по которым шла помощь в СССР, было несколько — через Британию в Мурманск и через Иран в Среднюю Азию и Кавказ. Поставка их через Мурманск была затруднительной — самолеты нужно было разбирать-собирать. Оставалась только линия Аляска — Сибирь — Урал. Но сложность ее была в том, что практически, никаких аэродромов на этом пути тогда не было. А военные самолеты того времени не были предназначены для таких длительных полетов.

И все же, несмотря на это обстоятельство, северный вариант, как один из самых надежных, был принят и почти целый год шло оборудование этой трассы — строились по пути до Красноярска новые аэродромы, жилые дома для технического персонала и дороги. И вся эта операция считалась по нормам того времени — секретной! Сначала американцы предложили вариант, что они сами будут пригонять эти самолеты на Урал, но Сталин воспротивился этому — слишком много секретов узнали бы тогда янки!

Американский и советский пилоты у самолета Р-39 Airacobra, поставленного из США в СССР в рамках программы Ленд-лиза. 1943 г.
Американский и советский пилоты у самолета Р-39 Airacobra, поставленного из США в СССР в рамках программы Ленд-лиза. 1943 г.

И тогда был принят вариант быстрой подготовки к управлению этими самолетами наших летчиков и командирования их на Чукотку и в Фэрбенкс. Именно в этом городе советские летчики и принимали самолеты, которые поставляла американская сторона. В итоге был выбран следующий путь, по которому переправляли самолеты через Берингов пролив, центральные районы Чукотки и Якутии до Красноярска: Фэрбанкс — Ном (на Аляске) — Анадырь — Берелёх (Сусуман) — Якутск — Киренск — Красноярск. Между этими точками в целях безопасности были построены еще и промежуточные аэродромы для посадок-пересадок при сложных погодных условиях. Дело в том, что на каждом новом этапе экипажи летчиков сменялись — первые возвращались обратно, а вторые летели по эстафете дальше к Уралу. Весь путь от начала до конца, не проделывал из них никто.

Фэрбенкс — место начала Сибирской части Ленд-лиз

Фербенкс

Итак, американский город Фербенкс в годы Второй Мировой войны являлся местом передачи самолетов, изготовленных на заводах США для Советского Союза. Американские летчики перегоняли самолеты с заводов на базу в Грейт Фолс (штат Монтана) и далее до Фэрнбенкса (штат Аляска). В нем советские представители принимали эти самолеты и затем летчики перегоночной авиадивизии переправляли их далее до Красноярска — почти 6500 км по воздуху, оперируя в полёте только простейшими средстами навигации. По маршрутам это выглядело так:

1 — Фэрбенкс — Уэлькаль (Чукотка) — 1560 км
2 — Уэлькаль — Сеймчан (ныне Магаданская обл.) — 1450 км
3 — Сеймчан — Якутск — 1167 км
4 — Якутск — Киренск — 1331 км
5 — Киренск — Красноярск — 965 км

За три года, с октября 1942 по октябрь 1945, пилоты 1-й Краснознаменной перегоночной авиадивизии в труднейших условиях Крайнего Севера, рискуя жизнью, перегнали по трассе АлСиб 8094 американских самолета. Потери за все время перегонов составили 81 самолет — чуть больше 1 процента. При этом погибли 115 летчиков.

Истребитель Bell P-39 Airacobra
Истребитель Bell P-39 Airacobra

Самым лучшим у советских летчиков считался истребитель Bell P-39 Airacobra. На них летали такие асы как Покрышкин, Гулаев, Речкалов, Кутахов и многие другие мастера воздушного боя. Покрышкин в своих воспоминаниях называл «Аэрокобру» своим любимым самолетом! Еще бы — ведь 48 из 59 сбитых им самолетов пришлись как раз на этот американский истребитель.

Фэрбенкс — место начала Сибирской части Ленд-лиз

Послевоенная история трассы АлСиб’а и наша память о ней

Какая же память осталась у нас о том, очень патриотическом, для наших стран, времени? В эпоху «Холодной войны» об этих событиях было принято не вспоминать. Да и трасса все ещё считалась секретной. Бывший начальник АлСиб’а, командир 1-й Краснознаменной перегоночной авиадивизии Герой Советского Союза летчик Илья Мазурук на встрече с ветеранами в 1987 году сказал: «Трасса оставила след не только в нашей жизни, но и в судьбе страны. Аэродромы, оборудование, опыт полетов сыграли весьма важную роль в послевоенном освоении Сибирского Севера Аэрофлотом. Трасса предопределила регулярное воздушное сообщение в этих районах».

Среди простого народа эта помощь в годы Холодной войны не афишировалась, но в узком кругу, который контролировал всеслышащий КГБ, такие деятели как маршал Жуков, не скрывали своих мыслей: «Вот сейчас говорят, что союзники никогда нам не помогали. Но ведь нельзя отрицать, что американцы нам гнали столько материалов, без которых бы мы не могли формировать свои резервы и не могли бы продолжать войну. Получили 350 тысяч автомашин, да каких машин! У нас не было взрывчатки, пороха, не было чем снаряжать винтовочные патроны. Американцы по-настоящему выручили нас с порохом, взрывчаткой. А сколько они нам гнали листовой стали! Разве мы могли бы быстро наладить производство танков, если бы не американская помощь сталью? А сейчас представляют дело так, что у нас все это было свое в изобилии».

Всем также известно высказывание Сталина на встрече с Рузвельтом (США) и Черчиллем (Великобритания), сделанное им в Тегеране 1 декабря 1943 года: «Я хочу сказать вам, что, с советской точки зрения, сделали Президент и Соединенные Штаты для победы в войне. Самые важные вещи в этой войне — машины. Соединенные Штаты доказали, что могут производить от 8.000 до 10.000 самолетов в месяц. Россия может производить, самое большее, 3000 самолетов в месяц. Англия производит 3000 — 3500 в месяц, в основном тяжелые бомбардировщики. Таким образом, Соединенные Штаты — это страна машин. Без этих машин, поставлявшихся по ленд-лизу, мы бы проиграли эту войну».

Погрузка танков «Матильда» в английском порту
Погрузка танков «Матильда» в английском порту
Реактивная установка системы залпового огня «Катюша» на платформе «Студебекера»
Реактивная установка системы залпового огня «Катюша» на платформе «Студебекера»

Что делается у нас сейчас для сохранения памяти об этом важном для наших стран событии? В Якутии с 1982 г. начались поиски пропавших при перегонах самолётов. Поисковый отряд «Отважный» исследовал 12 мест таких катастроф перегоночных самолётов. В современной России на эту тему появились памятники в Якутске, Красноярске, Олёкминске, Сеймчане, Кадыкчане, Киренске, Иркутске, Магадане, Оймяконе, Зырянске. Память о том знаковом для наших стран событии, живет в нашей памяти и сердцах …

Памятник разбившемуся при перегоне на Алсибе истребителю Bell P-39 Airacobra  и его пилоту, майору П.Ф Морозову в 1943 году. Якутск.
Памятник разбившемуся при перегоне на Алсибе истребителю Bell P-39 Airacobra и его пилоту, майору П.Ф Морозову в 1943 году. Якутск.
Мемориал героям АлСиба в Киренске
Мемориал героям АлСиба в Киренске

Все российско-американские города-побратимы, несмотря на пандемию, сберегли дружеские отношения в сохранении памяти о Второй Мировой войне. Отмечается, что 9 мая 2020 г. в Магадане состоялось торжественное открытие памятника «Героям АлСиба», посвященного советским и американским военным летчикам. В мероприятии приняли участие представители города-побратима Анкориджа (штат Аляска).

Памятник Ленд-лизу в Магадане. Открыт 9 мая 2020 г.
Памятник Ленд-лизу в Магадане. Открыт 9 мая 2020 г.

Кроме того, в этот День Победы в городах Эгвекинот на Чукотке и Фэрбенкс на Аляске состоялось синхронное возложение венков к памятникам в честь героев воздушной трассы Аляска — Сибирь.

Мемориальная доска в Красноярске
Мемориальная доска в Красноярске

В Киеве тоже есть памятник, касающийся темы Ленд-лиза и я узнал о нем только тогда, когда начал писать эту статью. Всезнающий Гугл выдал информацию — в спальном районе Киева на Южной Борщаговке есть такой памятник! Но посвящен он не самолетам, а самой популярной у рядовых солдат и офицеров того времени — машине Джип Виллис!

Скульптурная композиция представляет собой гранитный обелиск на братской могиле, рядом с которым стоит выполненный в бронзе легендарный фронтовой автомобиль Jeep Willys, тоже поставлявшийся из США для нужд Советской армии по программе «Ленд-лиз». На бампере джипа сидит с поникшей головой воин-шофер и, глядя на обелиск, как бы поминает своих павших на войне друзей-товарищей. Авторы памятника — архитектор Н. Кислый и скульптор В. Чепелик. Этот необычный и очень трогательный памятник был установлен еще в 1985 году и, конечно, ни с какой безвозмездной помощью как знак благодарности, тогда не связывался.

1 из 2
Скульптура солдата и машины Джип Виллис (архитектор Николай Кислый и скульптор Владимир Чепелик) была установлена в 1985 году на месте братской могилы по ул. Симиренко, где похоронены 74 солдата.
Скульптура солдата и машины Джип Виллис (архитектор Николай Кислый и скульптор Владимир Чепелик) была установлена в 1985 году на месте братской могилы по ул. Симиренко, где похоронены 74 солдата.

А какова же была конечная расплата за все это поставленное оборудование и вооружение? Советский Союз, хоть у него и оставались в целости многие виды военной техники, ничего за нее так и не заплатил и оставшуюся целой технику — не вернул. Более того, она была замечена на полях военных сражений и конфликтов в Северной Корее и Вьетнаме, в подавлении советского инакомыслия в Венгрии и Чехословакии. А кто не помнит «Студебеккеры», которые использовались в нашем народном хозяйстве и ходили по нашим непроходимым дорогам до 60-х годов и даже позже? Россия, принявшая на себя права рухнувшего в одночасье Советского Союза, погасила долг в 2006 году, выплатив США 722 миллиона долларов, что составило 6,5% от стоимости полученных СССР поставок. Общая сумма задолженности не индексировалась с учетом инфляции. В ценах 2015 года стоимость поставок по ленд-лизу специалистами определялась в 160 миллиардов долларов…

-------------------

P. S. В материалах блога использована информация из открытых печатных источников России и Украины.

Фотоальбомы к записи

27644 – карма
Позиция в рейтинге – 16
Комментарии